10–ая заповедь.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего». 

10 заповедей знают все. Но даже всего лишь 10 нам очень трудно исполнить. Среди этих заповедей есть одна, которая является ключом ко всем остальным. Эта заповедь последняя по счету, но не последняя по значению. Если хотите угодить Богу, начните жить по божьему закону с этой заповеди.


Заповедь не пожелай подробна – Особенность этой заповеди в отличии от других – детальное описание того, чего не надо желать. Ведь её можно было сократить: не желай ничего, что у ближнего твоего. Она могла бы звучать так. Но почему-то Бог задумал перечислить что конкретно нельзя желать. Почему так? Потому что, нужно обращать внимание не на конкретные вещи, которые кто-то имеет, а на всю картину его жизни. Есть прекрасная машина, но сварливая жена. Есть красивая жена, но в доме бардак и грязь. Есть шикарный дом, но в нем постоянные скандалы. Задай себе вопрос: хотел бы ты иметь такую жизнь целиком? Потому что многие вещи, которые мы имеем взаимосвязаны друг с другом. Иногда что-то хорошее с чем-то плохим. Если жена ближнего неряха, то получая её, ты получаешь грязь в своем доме. Если машина соседа дорогая, то получая её, ты получаешь все расходы, связанные с ней. Потому желая что-то, что у ближнего, сначала подумай о последствиях, которые придут в твой дом, в результате этого приобретения.
Заповедь не пожелай внутренняя – Все заповеди, описанные в десятисловии, связаны с каким-то действием. Механическим, физическим действием или действием говорения. Если первые девять заповедей требуют от человека святых дел, то эта заповедь требует святых побуждений. Чтобы нарушить первые девять заповедей, надо что-то сделать или сказать. Убить, украсть, поклониться лжебогу или солнцу. Сказать ложь, упомянуть имя Бога всуе. И только последняя заповедь связана с внутренним человеком. Сначала надо нарушить её, пожелать что-то в сердце своем, внутри, и только потом последуют какие-то действия словесные или физические. Если нарушение первых девяти заповедей очевидно, то никто не узнает нарушил ты десятую или нет. Если, конечно, ты сам об этом не расскажешь. И от того, что нарушение заповеди происходит внутри, наверное, эта самая нарушаемая заповедь. Возможно, ложь приходиться говорить людям не часто. Возможно, крадут люди ещё реже. Возможно, имя Бога всуе упоминать так же не часто приходиться. Но спросите себя, как часто в вашем сердце звучит: вот мне ты такую, вот мне бы такое, вот мне бы такие. Не словами, конечно, а неким ощущением тяги к чему-то чужому, но такому желанному. Я иногда смотрю на машины у других людей и начинаю их хотеть. В день может быть несколько раз. Я захожу в дом с шикарной внутренней отделкой и начинаю хотеть такой же. Все, что мы видим вокруг себя, потенциально, мы можем желать. Желаний может быть десятки в день всего разного. Само желание — это не грех. Бог нас создал со способностью желать. Грех, когда ты желаешь чужого и хочешь воплотить это желание незаконными методами. Воровством, ложью, идолопоклонством, изменой и т.д. И грешить таким образом легко, т.к. никто этого не видит. Всё происходит внутри.
Заповедь не пожелай исключает согрешения в других заповедях – Эта заповедь самая последняя. Она подводит итог. Бог через неё как бы говорит: если ты исполнишь эту заповедь, то и другие исполнишь. Потому что все начинается с пожелания. Прелюбодеяние, воровство, убийство, ложь и другое начинается с какого-то желания. Я хочу другую женщину, и я прелюбодействую. Я хочу выглядеть хорошо в глазах других людей, и я лгу. Я хочу какую-то вещь, и я ворую. Любой грех возникает от хотения чего-то. Человек не может ограничить себя только одними желаниями. Если желание охватывает человека очень сильно, он переходит к действиям. И эти действия могут быть греховными, можно нарушать то, что Бог запретил делать. Иногда мы оправдываем себя, говоря: «я случайно это сделал, как-то неосознанно получилось. Или: я не хотел это делать». На самом деле все грехи мы делаем осознанно. Это расположение и желание есть у нас внутри, в нашем сердце, и потому по желанию своему мы нарушаем божьи заповеди. Если будешь ограничивать себя в хотениях греховных, то и грешить не будешь. Все просто.
Заповедь не пожелай выявляет абсолютную греховность человека – Когда мы встречаемся с заповедью не пожелай, выясняется, сколько же всего я хочу. И хочу греха. Я вижу, что грех – это не что-то вне меня, а то, что берет начало во мне. Я грешник не только, когда что-то сделал, а когда что-то задумал. И все происходит не только на уровне простого желания, но во всем участвуют чувства и эмоции. Вестминстерское исповедание веры учит: «эта заповедь воспрещает недовольство своим положением, зависть и огорчение, когда мы видим состояние нашего ближнего, вместе со всяким страстным побуждениями и чувствами по отношению к тому, что принадлежит ему». Когда в человеке есть не просто желания, но и соответствующие чувства и эмоции, он может увидеть себя грешником пред Богом. Многие люди говорят, что не убивают, не воруют, не лгут и ещё многого не делают. При этом считают себя праведными. Но если раскроем сердце таких людей, то обнаружим, что то, что они не делают делами, они делают в мыслях. Не блудят, но желают блуда. Не убивают, но ненавидят и хотят чьей-то смерти. Эта заповедь показывает нам, что мы грешники, даже если для других это не очевидно.
Заповедь не пожелай указывает на корень – Через эту заповедь, Бог показывает, где самая главная причина наших проблем. Эта заповедь перекликается с тем, чему учил Христос: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Мар.7:21-23) Так же: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Матф.5:27,28)
Заповедь не пожелай, Бог дал нам, потому что испортилось наше сердце. Библия говорит, что оно крайне испорчено. И чтобы его хоть как-то обуздать, нужен хомут, в виде этого запрета греховных желаний в отношении чужого. Когда этот хомут есть, и он работает, тогда и другие проблемы не возникают. Потому учение нового завета о благочестии, праведной жизни, тесно связано с обновление ума.
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим.12:1,2) «…потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (Еф.4:21-24)
Апостолы учат нас поменять мышление во внутреннем человека, в духе. И это возможно только если ты возрожденный человек, возрастающий в познании Бога. Не просто когда-то покаялся, познакомился с Богом, но и постепенно уподобляешься Христу, приобретая Его характер. Я говорю о человеке, который знает цену своего спасения, осознает Кто такой Бог, великий и всемогущий, и понимает, что на земле нет ничего дороже этого Бога. Всего себя, всю свою жизнь нужно посвятить Ему. Иисус выразил эту мысль так: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:24-26) Следовать за Христом, игнорируя свой комфорт, свои амбиции и мирские цели. Только во Христе, человек может решить проблему греховных желаний и преображение его ума станет возможным.
Есть притча о грешных мыслях.
Один праведный человек по имени Лавр оставил свое село и ушел в горы, искоренив в душе своей все свои желания, кроме желания посвятить себя Богу и попасть в Царство Небесное. Несколько лет Лавр провел в посте и молитвах, думая только о Боге. Когда он снова вернулся в село, все односельчане подивились его святости. И все его почитали как истинного человека Божия. И жил в том селе некто по имени Фаддей, который позавидовал Лавру и сказал односельчанам, что и он может стать таким же, как Лавр. Тогда удалился Фаддей в горы и стал в одиночестве изнурять себя постом. Однако через месяц Фаддей вернулся обратно. И когда односельчане спросили, чем он занимался все это время, он ответил:
— Я убивал, крал, лгал, клеветал на людей, превозносил себя, прелюбодействовал, поджигал дома.
— Как это может быть, если ты был там один?
— Да, телом я был один, но душой и сердцем я все время был среди людей, и чего не мог делать руками, ногами, языком и телом своим, делал мысленно в душе.
Человек может грешить даже в одиночестве. Несмотря на то, что дурной человек оставит общество людей, его самого не оставят его грешные желания, его грязная душа и нечистые мысли.
Кто достиг такого состояния, что у Лавра, тот блажен. Чем больше мы обнаруживаем в себе греховные, не славящие Бога пожелания, тем больше мы нуждаемся во Христе.
Когда человек свободен от негативных мыслей и желаний, его ждут большие благословения, потому что это праведный человек. А праведность как мы знаем всегда обогащает, несет мир и покой. Пастернак сказал: «Следи за своими мыслями — они становятся словами. Следи за своими словами — они становятся поступками. Следи за своими поступками — они становятся привычками. Следи за своими привычками – они становятся характером. Следи за своим характером – он определяет твою судьбу….»
Все начинается с мыслей и желаний. Кто способен себя в этом контролировать, тот человек совершенный.

Комментировать