Этапы духовного роста

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,  да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Мы все прекрасно знаем и понимаем, что одного только спасения для полноценной жизни не достаточно. Библия призывает нас не только обрести спасение через Христа, но и возрастать в этом спасении. Совершать спасение. Мы говорим о духовном росте или преображении. Это процесс, заповеданный нам до конца жизни. «Ибо воля Божия есть освящение ваше» — воля Божья обязательна к исполнению. Это не обсуждается. Кто-то относится к этому преображению серьезно и активно в нем участвует, а кто-то пренебрежительно. У кого-то не получается. Видит недостатки и грехи, но поменяться не может. Сегодня мы поговорим об этапах шагах духовного роста, благодаря которому, перемены становятся реальными.

Для начала поговорим о цели. «…да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Слово совершен, означает ладен, полностью подготовленный, способный удовлетворить все требования. Ладен, значит исправен – по аналогии неисправный т.е. сломанный, грешный. Способный удовлетворить все требования. Какие, чьи? Требования Божьего закона. Речь идет о состоянии безупречности (не безгрешности), которое делает человека пригодным для любого дела во славу Божью. В 2Тим.2:20,21 написано: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего (греха, лжи, отступничества) тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело». Бог хочет видеть нас совершенными как Он. Это очень высокая планка, но это требование нашего Господа. В благодати это возможно. В ней мы имеем все для достижения этой высоты. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит.2:11,12) Только благодать является основанием и главной движущей силой к духовному росту. Кто познал благодать, а значит познал великую степень своей греховности, тот будет духовно расти и меняться. Основное препятствие к совершенству – это грех. Именно от него надо избавляться. Благодатью нам все грехи прощены, благодатью побеждаются последствия грехопадения, которые в нас остались.

Чтобы быть совершенным человеком, богоугодным, необходимо идти по пути к духовному росту, избавляясь от грехов и пороков. А он включает в себя несколько этапов или шагов. 2Тим.3:16,17 – научение, обличение, исправление и научение в праведности . Чтобы стать тем самым совершенным человеком, необходимо пройти все этапы и не один раз. Если не идти по этому пути или пытаться перепрыгивать через какой-то этап – ничего не получиться. Цель не будет достигнута. Несовершенство (грех), которое стоит на пути к преображению никуда не денется и будет мешать. Другая причина в том, что некоторые христиане не очень амбициозны. Они довольствуются «тройкой» и не стремятся к «пятерке». Но это неверный подход. Это нерадение о своей душе, пренебрежение ей. Апостол Павел ставил для себя высокие цели: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». (Фил.3:13,14) Надо брать пример. Потому что чуть ниже он говорит: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».

  Когда мы приходим к Богу и живем в церкви, то через библию, проповеди, семинары, пения получаем наставление. Мы учимся, познаем Бога, изучаем разные доктрины. Слово «научение» (дидиактиа) означает — учение, доктрина, наставление. Другими словами, мы учимся доктринам о Боге, церкви, спасении, Христе, Духе Святом и другим. Чем больше мы познаем эти доктрины, тем больше познаем себя и свою греховность.  Мы начинаем понимать, что Библия имеет отношение к нашей жизни и то, что в ней написано о нас – правда. Эта истина по обетованию нового завета «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их;» постепенно прописывается в сердце и становиться правилом жизни. Руководством к действию. И потому, когда поступаем неправильно грешим, это становиться видно и для нас самих и для окружающих. Наступает момент, когда какие-то недостатки и грехи становятся настолько очевидны, что их нельзя оставлять как есть. С ними надо что-то делать. Вот тут и наступает следующий этап – обличение, когда грех четко и ясно выделяется, обозначается и мы слышим призыв Духа Святого к покаянию и избавлению от этого греха.

На этапе обличения должен произойти очень важный процесс, без которого дальнейшее движение к совершенству невозможно. Этот процесс называется «сокрушение». Иаков в своем послании, в 4 главе описывает серьезное нравственное падение среди верующих людей. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.  Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». (Иак.4:1-4) Это все то, чем люди жили и считали нормой. Соперничать, завидовать, враждовать. Конечно для божьего дитя такое поведение недопустимо. Иаков обличает братьев и призывает сокрушиться о таком отступлении. «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас». (Иак.4:7-10) Не просто согласиться с тем, что делали что-то неправильно, а прийти к глубокому осознанию своего греха, плакать, рыдать и умолять Бога о прощении. Это не поверхностное осознание, а глубокое раскаяние.

Так же ярким примером сокрушения служит молитва царя Давида в Пс.50. Этот псалом Давид написал после того, когда совершил грех прелюбодеяния с женщиной по имени Вирсавия. Бог послал к нему пророка и тот обличил царя в грехе. Мы знаем, что Давид раскаялся. Его покаяние было действительно сокрушением. Он постился, ничего не ел, лежал на земле, был одет в мешковину, вретище. Позднее он написал 50 псалом, в котором есть следующие строки: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».  (Пс.50:19) Царь на собственном опыте убедился в важности сокрушения после греха. Он не просто посетовал на себя как его предшественник Саул, который так же обличенный пророком думал о своей репутации. Давид сокрушился, и Бог простил и восстановил с ним отношения.

Почему именно таким путем нужно идти к совершенству? Потому что мы являемся грешниками перед Богом. Причем наши сердца не немножко подпорчены, а крайне испорчены, так что восстановлению не подлежат. Один известный проповедник сказал: «Если вас оскорбили – радуйтесь, потому что вы на самом деле гораздо хуже». Да, мы ужасные грешники, но признать это нам очень трудно, потому что в нас есть то, что мешает этому. Мы все были поражены тем же пороком, что и тот, который нас ввел в грех – гордостью. Дьявол возгордился и пал. Эта же гордость живет и в нас. И она мешает сознаваться в грехах. Она сглаживает и смягчает нашу вину. Она источник всех пороков и грехов. Чтобы от них избавляться, необходимо признавать себя падшим грешником, неспособным к праведности без Божьей помощи. Вот почему Бог говорит в Ис.66:2: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». Бог расположен, благословляет, принимает именно таких людей, чье сердце тает пред Божьей милостью, величием и могуществом.

Друзья, у вас есть недостатки, которые мешают вам жить, портят отношения с окружающими, являются запинающими грехами, от которых не можете избавится. Но подумайте, вы хоть раз сокрушались пред Богом о них? Со слезами молили Бога об избавлении? Проникались болью в сердце о том, что вы не способны соответствовать Божьему стандарту? Что вы не ладны испорчены? Если нет – сокрушитесь, смиритесь пред Господом и вы увидите, как Бог будет вас преображать. Этого не происходит потому что Бог гордым противиться. А кто смиряется и сокрушается пред Богом о своих грехах, тем дает благодать.

После того, как Дух Святой нас обличил в грехе, произошло покаяние, сердцем сокрушились пред Богом, должно последовать восстановление, исправление. Ещё это слово переводится как выпрямление (показать кривую ложку). Такой ложкой есть нельзя, не получиться. Но если её выпрямить, тогда она становиться пригодной для использования.  А нам это и надо. «…да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу налажен». Был сломан, поврежден, но после исправлен, налажен и стал пригоден для использования. Бог может использовать такого человека. В нём больше нет этого преткновения, того, что мешает быть «…сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело». Исправление — значит изменение, преображение, уподобление Христу. Именно в этом цель нашей христианской жизни. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями». (Рим.8:28,29) Все содействует какому благу? Благу быть подобным образу Сына Божьего. Это великое благо, прекрасная цель, к которой надо стремиться.

  А что же дальше? А дальше надо сохранить чего достиг с помощью Божьей. Достиг какой-то праведности, держись в ней, стой в ней. Укрепляйся, утверждайся. Апостол Петр, говоря о духовном росте, в конце своего наставления подвел итог: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». (2Пет.1:3-11) Петр говорит, что если в нашем процессе преображения мы достигли этих добродетелей, то необходимо закреплять и утверждать это в себе. Тогда не будет стыдно явиться пред Богом, тогда будет и успех, и плод.  После того как Господь нас исправил, надо вернуться на путь наставления и научения, чтобы снова познавать Бога, Его величие, Его святость, Его милость ко мне, а вместе с этим познавать свою греховность, чтобы снова и снова сокрушаться и исправляться. Только так можно стать совершенным Божим человеком, ко всякому доброму делу приготовленным.

Итак, мы рассмотрели этапы или шаги к духовному росту, духовной зрелости. Эти шаги надо воспринимать не как рекомендацию, а как обязательные для исполнения. Только таким путем достигается совершенство в Боге. Других путей нет. Не пытайтесь обойти, не пытайтесь перешагивать, у вас ничего не получиться. Бог для нас уже все предусмотрел и прописал в этой книге. Осталось только правильно применить. Применяйте, у вас получиться. Помните Господь Бог говорит: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

Комментировать