Осуждение

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

 В этих стихах, Иисус говорит об очень серьезной проблеме, которая есть у людей.  Она есть и будет всегда, к сожалению. Проблема осуждения. Это то, что вбивает клин в отношениях между людьми. Осуждение подпитывает гордость и самолюбие в нас. Мы превращаемся в фарисеев, которые в своей самоправедности возвышались над другими, хотя сами были грешны. Кто-то сказал: «Люди делятся на две категории — на рассуждающих и осуждающих. Одни способны обсудить с человеком его проблемы, а другие могут лишь осудить человека с его проблемами». Вопрос в том, где эта грань, через которую переходить нельзя?

Что значит судить? Мы должны положить различие, потому что другие тексты писания позволяют это делать: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими»? (1Кор.6:1-5) Кроме того, бывает, что нам приходиться судить человека за грех и дисциплинировать его. Это нормально и без этого церковь не церковь. Иисус подробно описал как должен происходить этот суд в церкви. Один на один, потом вдвоем и т.д.  Но в данном случае это скорее не действие, а какое-то состояние сердца. Причем не самое лучшее состояние. Это состояние гордости, возвышения над другими людьми, состояние нравственного превосходства. Цель такого осуждения не есть помощь ближнему, не есть любовь от чистого сердца, не желание помочь исправиться человеку в духе кротости, а скорее возможность показать своё превосходство и унизить другого. Речь идет о ненормальном суде, где люди выносят приговор друг другу. Причина – это испорченное состояние сердца.

Осуждение — это то, что мы очень любим делать. Абсолютно все люди этим страдают.  Нам очень интересно говорить о недостатках других людей. Иногда у нас дух захватывает, когда мы кого-то обсуждаем. Кто-то получает огромное удовольствие, обсуждая других. Есть какая-то любовь к этому делу. Потому что на фоне других людей, наши собственные недостатки выглядят не так плохо.  К тому же мы всегда находим разных сторонников, которые нас поддержат в осуждении, потому что им тоже нравиться говорить о других. И у нас есть масса поводов для осуждения. У кого-то сын ушел от Бога – есть повод поговорить о воспитании, которое осуществляли родители. Кто-то разводиться – можно порассуждать о том, на каком основании люди строили свою семью. За кем-то замечены нюансы во внешнем виде – можно обсудить степень духовности человека. И еще много-много других обстоятельств из жизни людей, которые мы можем подвергнуть суду. Причем мы говорим не с самим человеком, а с другими людьми о нем. И итог всегда один: кто-то плохой, кто-то грешник, кто-то не духовный отступник.

Когда мы говорим о других людях, их проблемах или грехах, в этом нет ничего плохого. Можно примеры приводить, говорить об общих знакомых, но вопрос вот в чем. Что у тебя в сердце? Желание возвыситься, чувство превосходства или сожаление, сочувствие человеку. Любить надо не процесс осуждения, а человека. Это важно, потому что Иисус дальше говорит: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Чтобы мы осеклись и немного испугались за себя, Иисус говорит: «Бог будет судить вас точно так, как вы судите других. Приговор будет вам от Бога такой же, какой вы выдали другому». Здесь Христос раскрывает ещё один момент. Мы не только судим людей, но делаем это очень строго. Как имеющие право судить и выносить приговор. Причем строгий приговор. Нет милосердия и сострадания людям. Да, они упали, оступились, согрешили, но нам их не жалко, мы им не сострадаем. Одних в ад послать, других на наказание вывести, на третьих ярлыков навесить. Очень часто наш суд является поверхностным. Мы, в силу своей ограниченности, можем не знать всех обстоятельств, мотивов, намерений человека, а выводы делаем как всезнающие боги. И приговор выносим как боги. «Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь.» (Лев Николаевич Толстой) А Далай Лама сказал так: «Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь — как правильно жить».
Потому, не имея объективной картины, не торопитесь осуждать других. Может обретя больше информации, вы поймете человека и не захотите его осуждать. А если Бог с нами обходился так же? Если бы Он к каждому нашему проступку был так же строг? Если бы Он, не сильно-то вникая в совершенный нами грех, незамедлительно выносил нам приговор? Мы бы и дня не прожили. У нас много грехов, но Бог милостив к нам, и многое прощает. А нам и прощать то никого не надо. Нам надо отказаться от суда над ближним и все. Сочувствовать ему, сострадать, желать блага и при возможности помочь чем-то. Как хотите, чтобы Бог относился к вашим грехам, так и вы относитесь к слабостям людей. «Мы судим других по поступкам, а хотим, чтобы нас судили по возможностям».

Но почему нас несет и не можем остановиться? К этому нас побуждает наша самоправедность. Мы в своих глазах достаточно праведны, чем другие. У нас ведь нет таких грехов и проблем как у других. Это они разводятся, а у меня то нормальный брак. Это они ругаются, а я-то в мире со всеми живу. Это он блудит, а я-то храню себя. Ничего, что у меня есть зависть и привираю иногда. Ничего что язык у меня длинный и библию читаю раз в неделю. Зато такого, что есть у других у меня нет. А может есть? И много. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Очень часто люди осуждают других в том, в чем сами грешны. Сегодня смотришь, как кто-то яростно обличает и осуждает другого за грех, а завтра выясняется, что обличитель делает тоже. Блудник обличает блудника, сплетник осуждает сплетника, хам судит хама. «Опасайся праведников, негодующих слишком громко. Очень скоро ты увидишь, как они совершают или прощают те самые деяния, которые столь яростно осуждали.» (Шри Ауробиндо, индийский философ) И когда такое происходит, человек осуждая пытается выгородить себя, оправдать. Чтобы никто о нем так не думал. Раз он осуждает данный грех, значит у него самого его нет. А вот есть. И надо покаяться в нем, но он не хочет и скрывает.

Иногда, точно такого греха нет, но зато есть другое и очень много. «Почти всегда, поискав в себе, мы найдем тот же грех, который мы осуждаем в другом. Если же мы не знаем за собой именно того самого греха, то стоит только поискать, и мы найдем еще худший.» (Лев Николаевич Толстой) У некоторых из нас есть серьезные проблемы в нравственной сфере. Разного рода запинающие грехи, от которых не можете или не хотите избавляться. Зная о себе такое, надо в прахе и пепле пасть перед Богом и просить милости и избавления. И закрыть свой рот, чтобы не дай Бог о ком-то сказать плохо, когда сам по уши в грехе и не можешь выкарабкаться. Говоря о сучке и бревне, Иисус спрашивает: «Имеешь ли ты моральное право, находясь в греховном состоянии, осуждать или пытаться исправлять других людей»? По большому счету нам всем надо держать язык за зубами. Но по крайней мере, надо иметь безупречность, о которой я не раз говорил. Это состояние, когда не к чему придраться. Иначе мы будем лицемерами. Иисус говорит: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Прежде чем поправлять, исправлять, осуждать других, будь сам чист. Будь безупречен и непорочен. Загляни в своё сердце, все ли там нормально. Если там грех, а ты человека зовешь к праведности, то ты лицемер. Внутреннее состояние не соответствует словам. Дела не сходятся с исповеданием. И таким людям трудно что-то объяснить. Потому Иисус увещевает.

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Есть группа людей, которых обличать бесполезно.  Их бревно загораживает весь обзор, они ничего не видят. И это как раз люди самоправедные, имеющие порок, но не желающие его осознать и избавиться от него. Мы можем говорить им о святых заповедях, о праведном поведении, о характере Бога, раскрывать им эти святыни, но они останутся к ним равнодушными. Иисус сравнивает их со свиньями и псами. Это серьезное состояние духовного и нравственного падения. Это печально и настаивать не стоит. Потому что, продолжая переубеждать, вызовем ожесточение, и они растерзают нас.  Как? Озлоблением, хулой, противлением, агрессией. Мы будем плохие и негодные.

Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты. Нам свойственно давать оценки людям, которые нас окружают. Мы судим о том, как и что кто-то говорит; о том, как люди себя ведут; и о том, какая у кого вера. Да, мы постоянно даем оценки и никогда не задумываемся, что в один прекрасный день станем сами объектом таких оценок, а главное оценку нам даст сам Бог. Давайте заботиться о Божьем суде в отношении себя, а не о нашем суде в отношении других.

Комментировать